Английская транскрипция — изучаем с ребенком фонетику английского языка

Без изучения звуков английского языка невозможно научиться правильно читать и разговаривать по-английски. Однако все усложняет тот факт, что в английском языке нет общего правила произношения гласных и согласных букв. Более того, для этого языка германской группы характерно наличие нечитаемых букв и многочисленных исключений — в одном и том же слоге одна и та же буква может читаться по-разному. Разобраться в этом многообразии звуков непросто, особенно ребенку, однако если запастись терпением и подойти к вопросу творчески, то все не так страшно, как может показаться на первый взгляд.

В этой статье мы подробно расскажем о транскрипции в английском языке, о том, как понять фонетику английского языка и как объяснить ее ребенку. Вы также найдете интересные игры для дошколят и младших школьников на развитие фонематического слуха и отработку правильного произношения, а также о том, как записаться на начальный курс английского языка для детей. Итак, обо всем по порядку.

Что такое транскрипция?

Первым помощником в освоении фонетики английского языка станет транскрипция — своего рода инструкция-подсказка, как правильно читается слово. В связи с серьезными расхождениями между написанием букв и их произношением в разных случаях транскрипция просто необходима.

Транскрипцию английских слов чаще всего записывают в квадратных скобках, например: [æpl] — apple. В международной фонетике ее записывают между двумя косыми линиями: apple /æpl/ яблоко. 

Символы внутри квадратных скобок отличаются от букв английского алфавита. Это звуки английского языка (1 символ = 1 звук). Знание правил чтения транскрипции — крайне важный навык на любом этапе изучения иностранного языка.

Транскрипция — это графическое обозначение звуков, которое наглядно демонстрирует, как должно звучать слово или фраза. Для графической передачи звуков используют международный фонетический алфавит — набор символов, к которому мы все привыкли еще со школы. Транскрипция была и остается наиболее эффективным инструментом в постановке правильного произношения. 

Английский алфавит с произношением

Как объяснить ребенку английскую транскрипцию? Начните с произношения английского алфавита. Современный английский алфавит состоит из 26 латинских букв, из которых 20 согласных и 6 гласных. Знать алфавит — это не только знать все буквы и их последовательность. Знание алфавита подразумевает умение произносить звуки, а их в английской (британской) системе произношения целых 44(!): 24 согласных и 20 гласных.

Гласные буквы (consonants): A, E, I, O, U, Y.

Согласные (vowels): B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Z.

Вот так выглядит весь английский алфавит с произношением (рядом с каждой буквой в квадратных скобках указана транскрипция и произношение — для изучения фонетики английского языка с ребенком алфавит с переводом на русский язык будет очень полезен):

Aa [ ei ] [эй]

Bb [ bi: ] [би]

Cc [ si: ] [си]

Dd [ di: ] [ди]

Ee [ i: ] [и]

Ff [ ef ] [эф]

Gg [ dʒi: ] [джи]

Hh [ eitʃ ] [эйч]

Ii [ ai ] [ай]

Jj [ dʒei ] [джей]

Kk [ kei ] [кей]

Ll [ el ] [эл]

Mm [ em ] [эм]

Nn [ en ] [эн]

Oo [ ou ] [оу]

Pp [ pi: ] [пи]

Qq [ kju: ] [кью]

Rr [ a: ] [аа, ар]

Ss [ es ] [эс]

Tt [ ti: ] [ти]

Uu [ ju: ] [ю]

Vv [ vi: ] [ви]

Ww [ `dʌbl `ju: ] [дабл-ю]

Xx [ eks ] [экс]

Yy [ wai ] [уай]

Zz [ zed ] [зед]

Обратите внимание: Последняя буква английского алфавита — Z — может читаться по-разному: [zed] [зед] (в британском варианте) и [ziː] [зи] (в американском).

Этапы работы со звуками английского языка

В основе обучения маленьких детей фонетике, т.е. звукам английского языка, лежит повторение или имитация. Имитировать английские звуки маленькие ученики могут и неосознанно. Именно так и бывает в большинстве случаев: дети повторяют за преподавателем звуки, не задумываясь, в какое место поставить кончик языка, как должно себя чувствовать мягкое нёбо, и в каком положении должны находиться зубы нижней челюсти.

Если интуитивная имитация не дает должного результата, в борьбу включается осознанная имитация — изучение правил произношения. В этом случае ученик обретает навык различать звуковой состав речи на слух, поняв, как устроен звук. Чтобы понять это, нужно разобраться, как работает артикуляционный аппарат — система органов, участвующая в создании звуков речи и голоса. В силу природных особенностей детский речевой аппарат пластичен, поэтому ребенок способен более или менее четко выговаривать те английские звуки и интонационные группы, которые ему презентуют.

Однако опытные преподаватели старой школы не рекомендуют изучать за одно занятие большое количество звуков. При изучении английской транскрипция для детей лучше брать один или два похожих звука, чтобы присутствовал элемент осмысления фонетического материала (t и d, b и p, k и g).

Самое главное — изучать звуки с ребенком нужно постепенно, наблюдая, как с каждым новым занятием произношение детей становится красивым и чистым.

Гласные звуки английского языка с русским произношением

[ i: ] — долгий звук «и» (Индия)

[ ı ] — краткий звук «и» (Икс)

[ e ] — звук «э» (как в русских в словах «этот», «эра»)

[ æ ] — более открытый звук, чем просто «э»

[ a: ] — продолжительный, глубокий звук «а»

[ ɔ ] — краткий звук «о» (Кот)

[ ɔ: ] — продолжительный звук «о»

[ u ] — краткий звук «у» (Кнут)

[ u: ] — продолжительный звук «у» (Улица)

[ ʌ ] — краткий гласный, близкий к русскому «а» в словах «бегать», «парить», «хранить»

[ ə: ] — продолжительный гласный, напоминающий «ё» в слове «клёпка»

[ eı ] — эй, как в сло­ве шей­ка

[ aı ] — ай

[ ɔı ] — ой

[ ıə ] — Иэ с ударением на «и»

[ ou ] — Оу с ударением на «о»

[ au ] — Ау с ударением на «а»

[ uə ] — Уэ с ударением на «у»

[ ɛə ] — Эа с ударением на «э»

Важный момент: Если английский звук имеет в обозначении двоеточие (:), то это говорит о его продолжительности — School [sku:l]. Если звук обозначается одним символом, то в большинстве случаев он будет кратким и твердым, например, Pot [pɔt].

Согласные звуки английского языка с русским произношением

[ b ] — звук «б»

[ d ] — звук «д»

[ f ] — звук «ф»

[ g ] — «г»

[ h ] — «х»

[ ʤ ] — звонкий звук «ж»

[ k ] — «к»

[ l ] — л

[ m ] — «м»

[ n ] — «н»

[ ŋ ] — звук «н», произнесенный задней частью языка

[ p ] — «п»

[ r ] — соответствует звуку «р» в русском слове жребий

[ s ] — звук «с»

[ t ] — напоминает русский звук «т», произнесенный при положении языка у десен

[ v] — «в»

[ w ] — звук «ув», произнесенный одними губами (Уильямс)

[ j ] — «й»

[ z ] — «з»

[ ɵ ] — произнесите русское «с», выдвинув слегка распластанный кончик языка между передними зубами

[ ð ] — произнесите русское «з», выдвинув слегка распластанный кончик языка между передними зубами

[ ʧ ] — звук «тч»

[ ʃ ] — мягкий русский звук «ш»

[ ʒ ] — мягкий русский звук «ж» в слове «дрожжи»

Изучение английских звуков с помощью стишков и песенок

Очень хорошие результаты дает изучение английской транскрипции с помощью детских стишков и песенок. Звучные и забавные рифмы помогают ребенку  познакомиться с новыми буквами и звуками в непринужденной форме.

Запомнить произношение коротких гласных звуков поможет вот такая веселая песенки-речевка. Параллельно ребенок сможет выучить несколько слов, обозначающих части тела:

Shake it!

Shake your hand, æ, æ!

Shake your leg, e, e!

Shake your hips, ɪ, ɪ!

Shake your body, ɒ, ɒ!

Shake your thumb, ʌ, ʌ!

В качестве стихотворения для отработки произношения звуков можно использовать текст популярной детской песенки про Маленькую звездочку:

Twinkle twinkle little star.

How I wonder what you are.

Up above the world so high.

Like a diamond in the sky.

Twinkle twinkle little star.

How I wonder what you are.

Нескучный способ потренировать произношение согласных звуков — чтение скороговорок. Важный момент: скороговорки для самых маленьких не должны быть слишком сложными и длинными. Вот несколько удачных примеров:

She sees cheese.

Six sticky skeletons.

Red lorry, yellow lorry.

Kitty caught the kitten in the kitchen.

The blue bluebird blinks.

Eleven elves licked eleven little liquorice lollipops.

Тренируем звук [ŋ]:

Mrs King is bringing something pink for Mr King to drink.

The king would sing about a ring that would go ding.

Тренируем согласные звуки [θ] и [ð]:

I thought a thought. But the thought I thought wasn’t the thought I thought I thought.

Father, mother, sister, brother — hand in hand with one another.

Мини-стишок для тренировки звуков [ð], [z]:

A tiger lives in the zoo, in the zoo, in the zoo.

A zebra lives there too, in the zoo, in the zoo.

Согласный звук [dʒ], который есть в английском языке, не похож ни на один русский звук. Потренировать его произношение с ребенком поможет такая скороговорка:

Julie Jackson juggled the juicy, jiggly jello.

The generous gymnasts like orange juice.

А вот интересная скороговорка, основной упор в которой идет на отработку звуков [ʃ] и [s]:

She sells seashells on the seashore.

The shells she sells are seashells, I’m sure.

So if she sells seashells on the seashore,

Then, I’m sure she sells seashore shells.

Полезный совет: На YouTube можно найти замечательную серию детских песен «Super Phonics», в которой собран материал на любой изучаемый вашим юным учеником звук. Эти песни помогли выучить транскрипцию не одному подрастающему поколению!

Метод ассоциаций

Мнемотехника — запоминание чего-то нового и сложного методом подбора ассоциаций — это один из наиболее эффективных методов развития памяти, без которого невозможно представить себе ни одну технику запоминания. 

Данный метод отлично подходит и для обучения ребенка транскрипции английского языка.

Так, изучая звук ӕ, который встречается в слове шляпа (hӕt), можно представлять какую-нибудь забавную шляпу.

Для звука dʒei в качестве ассоциативного ряда можно выбрать слово-действие «jump» — [ dʒʌmp ] — прыжок и т.п.

Наглядное восприятие транскрипции при помощи карточек

Не случайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому при изучении фонетики английского языка используйте красочные карточки с яркими изображениями. Старайтесь подать новый материал в игровой форме, ведь для малыша крайне важно, чтобы уроки были увлекательными. 

Картинки должны быть красочными, яркими и веселыми. Делайте ставку на сочные фрукты, любимые игрушки, мультипликационных героев и т.п.

Игры на развитие фонематического слуха

Мало объяснить ребенку английскую транскрипцию, важно научить ребенка распознавать звуки и уметь их правильно воспроизводить. В английском языке существуют фонемы, не имеющие аналогов в русском языке, а также звуки, сходные с русскими, но существенно отличающиеся от них.

Это звуки [r], [w], [ŋ], [ð] и [θ]. Чтобы ребенок научился правильно произносить сложные звуки, необходимо развивать у него фонематический слух. Справиться с проблемой непохожести языков помогают игры и упражнения на развитие фонематического слуха. Вот несколько вариантов:

Игра «Пожалуйста, скажи»

Ведущий предлагает детям поиграть. Задача участников — выполнять команды ведущего, но только в том случае, если они услышат вежливую просьбу — «please». Участники, выполнившие команду без ключевого слова, из игры выбывают.

— Please, say [æ].

— [æ]!

— say [ʌ]!

— silence (тишина)…

Игра «Слышу — не слышу»

Интересная командная игра. Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слова. Если он называет слово, в котором есть, например, долгий гласный (или короткий согласный, или …), дети поднимают руку. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Игра «Широкие и узкие гласные»

Ведущий называет слова на английском языке. Дети поднимают руку, если звук в названном слове произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.

Игра «Комары и осы»

Ведущий предлагает детям произнести звук [z-z-z] и объясняет, что так в нашей игре будут жужжать комары, затем предлагает произнести звук [ð-ð-ð] и уточняет, что так будут жужжать осы. Каждый раз, когда будут жужжать комары (звук [z-z-z] ), дети должны хлопать в ладоши, «отгоняя комаров», а когда зажужжат осы (звук [ð-ð-ð] ), участники должны сидеть тихо, чтобы «оса не укусила». Цель игры — научить различать на слух звуки [z] и [ð].

Учим транскрипцию с помощью фонетических игр

Детей дошкольного возраста очень сложно заинтересовать упражнениями, поэтому задания по фонетике для них должны быть максимально интерактивными и развлекательными. В этом отношении формат игры будет идеальным вариантом:

Игра «Найди звук»

Ведущий раздает участникам карточки с картинками или словами. Задача каждого участника — как можно быстрее выбрать те, которые начинаются (или заканчиваются) на один звук, и соединить их вместе. Face, place, lace, pace, race, case и т.д.

Игра «Придумай рифму»

Правила простые: Ведущий называет слово, дети по очереди придумывают рифму (my, bye, try, buy, guy, goodbye, high, by, cry, why, fly, pie и т.д.). Кто не смог подобрать подходящее слово, выбывает. Ребятишкам постарше можно предложить придумать стихотворение из предложенных ведущим слов.

Игра «Интересный кролик»

Эта игра помогает отработать произношение звуков [ð] — [s]. Дело в том, что звук [ð] особенно сложно произносится в сочетании со звуком [s], например, в структуре «This is…». Отработать произношение поможет веселая песенка:

This is а bear, this is а hare,

This is а dog and this is a frog.

This is а car, this is а star,

This is а ball and this is а doll.

Это а медведь, а это заяц,

Это собака, а это лягушка.

Это а машина, это а звезда,

Это мяч, а это кукла.

Перед пением песенки преподаватель предлагает ребятам поиграть в робкого, но очень интересного кролика (в его роли выступает язычок), который выглядывает из норки (рот), чтобы взглянуть на наши игрушки, но каждый раз прячется назад.

Игра «Thank you!»:

Эта игра помогает отработать произношение звука [θ] в конструкции «Thank you!»

Слова ведущего: «Дети, когда мы благодарим кого-то, то делаем это от души». Ведущий с силой прижимает ладонь к груди и при этом кончик его языка выскакивает изо рта: «Thank you!»

Дети смеются и повторяют этот жест. Теперь, если ребенок произносит звук [θ] неправильно, он сам себя исправит — достаточно просто прижать руку к груди.

Итак, как вы поняли, разобраться во всех нюансах и тонкостях произношения английских звуков достаточно сложно, но вполне возможно. Самое главное — заниматься с ребенком с удовольствием, постараться погрузиться в атмосферу английского языка и по минимуму использовать русские звуки. Удачи!

Оцените автора
Repetitor