Ребенку гораздо легче дается изучение английского языка с нуля — дети буквально на лету схватывают новые слова и целые фразы. Грамматические конструкции, которые взрослым приходится старательно заучивать, они впитывают словно губка. Однако преподавание английского детям имеет свои особенности, которые нужно учитывать.
Как преподавать английский детям? Как заинтересовать и увлечь ребенка английским? Какую методику обучения лучше выбрать? Об этом и пойдет речь в данной статье.
- С какого возраста можно начинать обучение
- Преимущества раннего изучения английского языка
- С чего начинать изучение английского языка с дошкольником
- Важность адаптации учебной программы для детей разных возрастных групп
- Мотивация — как заинтересовать ребенка английским языком
- Атмосфера на уроке
- Какую методику обучения лучше использовать при работе с детьми
С какого возраста можно начинать обучение
Первый и очень частый вопрос — с какого возраста лучше начинать изучение английского с ребенком? Преподаватели сходятся во мнении, что приступать к изучению английского (или другого иностранного языка) можно сразу, как только у ребенка сформируется родной язык, когда он будет иметь чистое звукопроизношение и достаточно развитую связную речь. Обычно это происходит в 3-4 года. В раннем детстве ребенок проявляет максимальный интерес ко всему окружающему, он открыт к общению, ему интересно все новое.
При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Не каждый трехлетний малыш одинаково готов к изучению иностранного языка, поэтому важно следить за его развитием.
Первое знакомство допускается уже в младенчестве, однако полноценное обучение с преподавателем обычно начинают в возрасте 3-4 лет и старше. Не случайно именно с этого возраста обычно можно записать ребенка на курсы в языковую школу.
Лучший вариант для первого знакомства малышей с английским языком — это колыбельные, стишки, короткие мультфильмы на английском для самых маленьких.
Именно до 9 лет у ребенка формируются основные речевые навыки, в этот период мозг лучше всего различает звук иностранной речи. Считается, что после 9-10 лет структуры мозга, отвечающие за развитие речи, становятся менее гибкими.
В дошкольном возрасте ребенок на курсах английского языка учится коммуникации. Основной упор делается на устное общение, чтобы дети могли понимать английскую речь и правильно реагировать на нее. В раннем возрасте закладываются и основы произношения.
Преимущества раннего изучения английского языка
Научно доказано, что ребенку в возрасте 3-5 лет гораздо легче дается изучение английского языка. Ему не нужно перестраивать артикуляционный аппарат, ведь в раннем возрасте только формируется звукопроизношение. Если вовремя привить интерес к иностранному языку, то ребенок освоит его практически одновременно с родным языком. Самое главное — не принуждать ребенка, иначе английский будет вызывать негативные ассоциации, что навредит изучению языка в более осознанном возрасте.
В дошкольном возрасте дети способны воспринимать незнакомую речь на слух, они прекрасно различают интонации. Если начать заниматься с ребенком до того, как он будет загружен школьной программой, то он достаточно быстро продемонстрирует первые успехи в изучении английского языка.
Дети не боятся ошибаться. У малышей отсутствует языковой барьер, они говорят так, как у них получается, не обращая внимания на свое произношение или ошибки в речи. Достаточно аккуратно поправлять ребенка, чтобы постепенно он научился говорить правильно.
Сам процесс изучения английского языка способствует общему развитию — у ребенка улучшается память, мышление, восприятие окружающего мира, воображение.
В возрасте от 5 до 10 лет тоже не поздно начинать изучение английского языка, однако уже можно столкнуться с трудностями. У ребенка в это время начинают формироваться социальные ожидания и возникает страх ошибки, что существенно затрудняет обучение.
С чего начинать изучение английского языка с дошкольником
Начинать изучение иностранного языка с малышом нужно, разумеется, не с алфавита, поскольку освоение языка в раннем возрасте идет устно. Переходить к азбуке и грамматике нужно позже, когда ребенок научится читать и писать по-русски, однако свои первые разговорные навыки юный полиглот может получить уже в дошкольном возрасте. С детьми можно петь простые песенки, учить стихи для самых маленьких и отдельные фразы (приветствие, благодарности, поздравления и т.п.), смотреть короткие обучающие мультфильмы.
Еще один частый вопрос: Как заниматься — индивидуально или в группе? Начинать лучше именно с групповых уроков, поскольку детям дошкольного возраста особенно важно максимально воссоздать реальную ситуацию общения. Заниматься с малышом дополнительно могут сами родители, поскольку все обучение сводится к играм.
Изучение английского в небольшой группе сверстников формирует умение взаимодействовать в коллективе. При этом возникает соревновательный эффект, что является дополнительной мотивацией. Индивидуальные занятия с преподавателем один на один лучше отложить до более старшего возраста — уже с 7-8 лет заниматься можно как индивидуально, так и в малочисленной группе.
Занимаясь с детьми до 5 лет, важно давать новую информацию небольшими порциями. Если ребенок переутомляется, интерес к обучению может угаснуть. Вообще не нужно акцентировать внимание на изучении языка, для начала достаточно сделать знакомство с языком приятным развлечением и способом осваивать какие-то новые навыки.
Отличное решение — отдать ребенка в специальный языковой детский сад. В этом случае обучением займется квалифицированный преподаватель, и у ребенка будет разделение языков: дома говорят по-русски, на уроках — по-английски.
Важность адаптации учебной программы для детей разных возрастных групп
Дети действительно способны очень быстро усваивать иностранные языки, но только при одном условии — процесс обучения должен приносить удовольствие.
Образовательный процесс должен подстраиваться под потребности и способности юного полиглота, уроки английского должны соответствовать индивидуальным особенностям и интересам детей из разных возрастных групп. Только при ориентации программы на ученика обучение покажет свою эффективность.
Обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть построено на программах, учитывающих особенности развития детей, их интересы и потребности. Уроки должны способствовать развитию когнитивных и социальных навыков ребенка. Важно также учитывать кратковременность внимания детей — дошколятам сложно фокусироваться на чем-то одном продолжительное время. Что касается интенсивности обучения, то дошкольникам вполн хватит двух часов иностранного языка в неделю.
При формировании программы обучения маленьких детей основной упор следует делать на игровом формате подачи информации. Дети с большим интересом учатся через игру, поэтому важно использовать все доступные инструменты, позволяющие сделать обучение разнообразным и нескучным.
В качестве учебных материалов выбирайте книги и учебники с качественными иллюстрациями. Классический способ изучения новой лексики — красочные словарные карточки. В магазинах можно найти множество различных игровых наборов. В интернете много каналов с интересным и качественным обучающим контентом.
Можно устраивать на уроках концерты, соревнования и игры для создания благоприятной располагающей атмосферы.
Мотивация — как заинтересовать ребенка английским языком
Не секрет, что нацеленный на обучение ребенок продемонстрирует успехи быстрее, чем тот, который занимается из-под палки.
Заинтересовать юного ученика английским языком можно по-разному. Вот несколько способов:
- Мультфильмы — их любят все дети, поэтому просмотр англоязычных мультиков в оригинале считается одним из самых эффективных способов вовлечения ребенка в изучение английского.
- Современная музыка. Если ребенку нравится зарубежный исполнитель, попробуйте вместе перевести слова песни на русский язык. Со временем ребенок сможет с интересом самостоятельно разбирать новый репертуар.
- Компьютерные игры на английском языке — еще один способ привлечь внимание ребенка. Самое главное — контролировать время пребывания ребенка за компьютером или смартфоном.
- Интересные мастер-классы на английском языке. Обучение можно совместить с приятным хобби или любимым увлечением ребенка. Если юный полиглот проявляет интерес к кулинарии, попробуйте вместе посетить мастер-класс на английском языке по приготовлению пиццы.
- Творческие задания. Важно давать детям творческие задания, поскольку творчество способствует развитию воображения и увлекает. У детей хорошо развита зрительная и слуховая память, поэтому нужно использовать в обучении разные виды творчества: рисование, раскрашивание, вырезание, обведение по точкам — все это способствует более легкому и прочному запоминанию слов.
- Языковой лагерь с вожатыми-носителями английского языка. Для детей 7-12 лет отличным способом повышения мотивации к изучению английского языка может стать смена в языковом лагере.
- Поощрение и награды за достигнутые успехи — пожалуй, наиболее эффективный способ повышения мотивации. Мотивация чем-то ценным помогает детям почувствовать себя увереннее и продолжить изучение английского языка с новыми силами.
Атмосфера на уроке
Задача преподавателя — создать в классе комфортную атмосферу и располагающую к обучению обстановку, чтобы каждый ученик чувствовал себя свободно и мог без стеснения проявить свою активность и творческий потенциал.
Не нужно ругать ребенка за допущенные ошибки и неточности в произношении. В этом случае лучше работает позитивное поощрение за достигнутые успехи. Вообще не стоит заставлять детей заниматься, если им не хочется, поскольку ничего хорошего от таких занятий не выйдет.
С помощью игр, песен, стихов, коротких и динамичных видеороликов на уроке создается единая языковая среда и комфортная атмосфера.
Создать подходящее окружение помогает и правильное оформление помещения. Английский язык должен быть повсюду: на шкафчиках для одежды, подписях к картинкам, в деталях интерьера и т.п.
Какую методику обучения лучше использовать при работе с детьми
При работе с дошколятами хорошо себя зарекомендовала методика полного погружения — методика преподавания английского языка, при которой обучение полностью ведется на изучаемом языке. Обучение через погружение в языковую среду — один из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка. Особенно актуален этот метод при обучении малышей, у которых еще не сформировалась внятная мотивация, но есть вполне понятная эмоциональная вовлеченность.
Преимущества методики погружения при обучении детей:
- Дети более гибкие и восприимчивые, поэтому обучение в раннем возрасте методом полного погружения демонстрирует отличные результаты.
- На таких занятиях малыши учатся не просто говорить, но и думать на английском языке.
- При раннем погружении в языковую среду, дети быстрее развивают начальную грамотность на английском.
- Методика полного погружения позволяет познакомить детей с культурой англоговорящих стран.
Для создания языковой среды все общение в группе необходимо переключить на английский язык. Разумеется, поначалу дети не будут ничего понимать, но богатая мимика и жесты преподавателя, интонационные акценты, разнообразный наглядный материал — все это помогает наладить коммуникацию в группе. По мере погружения в языковую среду юные полиглоты быстро набирают базовый словарный запас и легко начинают говорить, не боясь ошибиться.
Маленьким детям в силу физиологических особенностей очень сложно усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо одном деле, поэтому уроки английского проходят в таком формате, чтобы детям было интересно и нескучно.
Главная задача преподавателя — вызвать и развить интерес к языку. В этом хорошо помогает игра — через различные активности дети познают мир и непринужденно вовлекаются в образовательный процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки.